tm_viluy (tm_viluy) wrote,
tm_viluy
tm_viluy

Category:

Роторный экскаватор Bagger-288 - трудяга и достопримечательность

В феврале 2001 года, близ города Юлиха (Северный Рейн – Вестфалия) вполне, казалось бы, рядовое событие собрало толпы зевак и попало на первые полосы газет: из одного карьера в другой переезжал экскаватор. Вот только экскаватором этим был Bagger-288 – самый большой экскаватор в мире.
Bagger288


Это чудо инженерной мысли было построено компанией Thyssen Krupp Fordertehnik в 1978 году и занесено в книгу рекордов Гиннеса. Вообще, роторные экскаваторы – это отнюдь не маленькие машины, но Bagger-288, вместе со своим собратом от Tenova TAKRAF – RB293, являются самыми большими экскаваторами в мире. Если сравнивать Bagger 288 и RB-293, то последний "немного" тяжелее – 14200 против 13500 тонн – при той же высоте и длине. Кстати о размерах: длина этого исполина 240 метров, а высота в три раза превышает высоту стандартного 10-ти этажного дома – 96 метров.
Bagger288_2

Роторный экскаватор Bagger-288 способен передвигается самостоятельно, правда "чуть быстрее черепахи" – его максимальная скорость всего 0,6 км/час или 10 метров в минуту. Но и это довольно резво для "колосса" весом 13,5 тысячи тонн, который перемещается на 12-ти гусеницах, каждая из которых высотой 3 метра. Чтобы земля не разверзлась под этим гигантом, инженерам пришлось увеличивать площадь соприкосновения его "ног" с землёй. Длина каждой гусеницы – 15 метров, а шириной трака 3,8 метра.
Bagger288_3

Гусеницы скомпонованы в три блока по четыре гусеницы
Bagger288_3_1

Благодаря этому, давление на грунт составляет всего 1,7 килограмма на квадратный сантиметр. И вот, обычное поле хоть и "содрогается", но вполне выдерживает "поступь" этого гигантского экскаватора. Кстати, в 2001 году, Bagger-288 совершил "марш-бросок" с одного карьера в другой, преодолев 22 километра. О том, как он это сделал, читайте на сайте журнала ТЕХНОmagazine, а тут остановимся более подробно на том, что же всё-таки представляет из себя это чудо инженерной мысли германский разработчиков.
Идею роторного экскаватора предложил ещё Леонардо да Винчи в начале 16 века. В отличие от обычного экскаватора, роторные являются машинами непрерывного цикла. Его ковши, укрепленные на постоянно вращающемся колесе – роторе, по очереди черпают породу, которая сразу высыпается на ленту транспортера, проходящего через всю стрелу машины.
Bagger288_4

Стрела может передвигаться вверх–вниз и вправо-влево, чтобы добраться до нужного слоя вырабатываемой породы. Движения происходят очень медленно и плавно – никому не хочется, чтобы этот гигант "случайно споткнулся". Поступившая на транспортёр порода подаётся на разгрузочный конвейер, а оттуда в грузовики или вагоны. Пустая же порода не вывозится, а сваливается радом с карьером.
Bagger288_5

Цикл жизни таких машин – порядка 70-100 лет, естественно при надлежащем уходе. На изготовления одного такого "монстра" уходит около 10 (!) лет: 5 лет на производство деталей, около 2,5 лет на их проверку и тестирование и примерно 2,5 года на сборку.
Роторный экскаватор Bagger-288 – это электрическая машина, питание которой происходит от внешней электрической сети. На экскаваторе установлено 16 электродвигателей по 1 031 кВт каждый, так что счета за электричества приходят как за небольшой город. Но и зарабатывает он немало. За сутки, а Bagger-288 и его собраться работают круглосуточно, он перелопачивает 240 тысяч кубометров породы, что хватает на загрузку 2 400 ж.д. вагонов для угля. Если представить этот объём, то породы хватит, чтобы заполнить футбольный стадион на высоту 10-тиэтажного дома. Для подключения экскаватора Bagger-288 к электросети используется кабель большого сечения длиной 1 км, который смотан в барабан. Благодаря этому, роторный экскаватор Bagger-288 имеет относительную свободу передвижения.
Bagger288_6

Как ни странно, но управляют это махиной не сложно. Поскольку роторный экскаватор Bagger-288 работает круглосуточно, то и люди работают круглосуточно – в три смены по 4 человека: два экскаваторщика, координатор ленточного конвейера и начальник смены. Во время работы экипаж вполне автономен. Для обеда и других житейских нужд, в этом небоскребе на гусеницах устроена кают-компания с туалетом, кухней и большим запасом воды. По части физических усилий работа экскаваторщика на Bagger напоминает компьютерную игру с применением джойстиков как для управления ротором, так и движением всего гигантского агрегата.
Bagger288_7

В работе экипажу помогают современные системы навигации и видеонаблюдения. Экскаваторщик сидит в маленькой кабинке, расположенной недалеко от ротора, прямо на гигантской «руке» экскаватора, где ему обеспечен максимальный обзор. Работа его ответственна и требует постоянного внимания: нужно следить, чтобы ковши оптимально наполнялись, стенки разреза не обрушивались и были ровными, ротор не повредило посторонними включениями, к примеру, твердыми породами, которые встречаются в пластах. Словом, забот хватает. Но и сменщику в это время некогда прохлаждаться некогда: его обязанность – периодически обходить машину, следит за состоянием и работой механизмов, при необходимости что-то подправлять, чистить.
Шеф команды выступает в роли стратега и координирует работу всей бригады. А еще ему приходится иногда спускаться вниз, чтобы прокладывать путь этому монстру, когда экскаватор перемещается с одного участка карьера на другой.
Такие гиганты как Bagger-288 не просто уникальное и высокоэффективное средство производства, но и настоящая туристическая достопримечательность.
Tags: Германия, как это сделано, строительная техника
Subscribe

Posts from This Journal “строительная техника” Tag

  • Американские грузовики на WOC 2017

    Американские грузовики мне всегда нравились, особенно 80-х, 90-х годов выпуска, когда они были очень самобытными. Но и сейчас, в век глобализации и…

  • Инновации строительной отрасли на CONEXPO-CON/AGG 2017

    Раз в три года в американском Лас-Вегасе проходит международная выставка строительной техники и оборудования CONEXPO-CON/AGG. В этом году, впервые…

  • World of Concrete 2017 в лицах

    В середине января ездил в США на выставку World of Concrete (Мир бетона). Это одна из крупнейших ежегодных строительных выставок в мире. Она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments